Главная Новости 31 августа 2022

КЭМЗ: от первого «Таксофона» до «Умного города»

31 августа 2022

Калужский электромеханический завод (КЭМЗ) – одно из старейших предприятий в составе Ростеха – отмечает свое 105-летие. Примечательно, что здесь производились первые в стране буквопечатающие телеграфные аппараты, и был выпущен первый «Таксофон».

Сегодня КЭМЗ производит современные телекоммуникационные системы, устройства для интернета вещей и проектов «Умный город» и «Цифровая школа». Об истории предприятия, его знаковых разработках – в нашем материале.

Первые «звоночки»: телеграф, телефон, таксофон

В первые годы своего существования завод выполнял заказы по ремонту телеграфно-телефонной аппаратуры. Параллельно на предприятии строились производственные корпуса, устанавливалось новое оборудование. Начиная с 1930 года от ремонта телеграфно-телефонной аппаратуры завод переходит к ее производству. В Калуге стартует выпуск первых отечественных буквопечатающих телеграфных аппаратов. Кроме того, изготовлена первая партия АТС, так необходимых для модернизации телефонных сетей, которая активно проводилась в стране с конца 1920-х годов. Это потребовало новых, более совершенных телефонных аппаратов и таксофонов, способных работать с автоматическими телефонными станциями. Именно на Калужском заводе началось производство первого отечественного «Таксофона».

Может показаться удивительным, но еще в 1920-е годы телефоны-автоматы были достаточно распространены. Публичные телефоны, как их еще часто называли, можно было найти в театрах, ресторанах, на вокзалах и в других общественных местах. А вот полностью автоматический таксофон с дисковым номеронабирателем в нашей стране появился только в начале 1930-х годов.

Первый отечественный таксофон системы Комаровского выпускался Калужским заводом под названием таксофон серии «А». Для оплаты разговора использовались 10-копеечные монетки. Отечественные таксофоны серии «А» прослужили до начала 1950-х годов. Ну, а сам термин «таксофон», или просто «автомат», остался популярным вплоть до наших дней.

Война и после: телеграф для фронта и «Глубина» для ВМФ

Во время Великой Отечественной войны завод эвакуируют в Саратовскую область. Сразу после освобождение Калуги, буквально на руинах, предприятие будет восстановлено. В эвакуации Калужский завод продолжает работать на саратовской земле – выпускает телеграфные аппараты для фронта.

Модель СТ-35 стала одним из самых распространенных телеграфных аппаратов в годы Отечественной войны. СТ-35 кодировал с помощью кириллического пятибитного кода, когда каждой букве соответствует пять элементарных знаков. Позже, в 1950 году, для спецслужб инженерами Калужского завода было разработано устройство линейного шифрования, подключавшееся между аппаратом СТ-35 и телеграфной сетью.

Несмотря на эвакуацию и последующее восстановление после войны, уже к 1950 году предприятие достигло мощности в три раза выше уровня довоенного производства. В эти годы проходит переоснащение, реконструкция завода. Про Калужский завод стало известно и за рубежом – предприятие участвует во Всемирной выставке в Брюсселе, где представляет телеграфный аппарат ЛТА-56. В те годы на заводе создается особое конструкторское бюро для разработки спецтехники и перевода КЭМЗ на новые виды продукции. В частности, начато производство аппаратуры «Акула» и «Глубина» для Военно-морского флота.

Опыт Великой Отечественной войны, выход советских кораблей на просторы Мирового океана потребовали перехода от разрозненных систем связи флотов к единой глобальной. Такая система должна была соответствовать определенным критериям: высокая скорость связи, достоверность информации, а главное – скрытность ее передачи.

Институтом связи ВМФ была разработана специальная сверхбыстродействующая радиолиния скрытной связи, получившая название «Акула». Известная на тот момент техника не могла обнаружить и запеленговать такую радиопередачу. При этом обеспечивалось высокое качество связи даже на расстоянии до 10 тыс. километров. В 1959 году на вооружение была принята и радиолиния «Глубина» для качественной связи с погруженными подводными лодками. Внедрение радиолиний «Акула» и «Глубина» осуществили переход военно-морской связи на новый этап развития, помогли в формировании единой системы глобальной связи ВМФ.

Космические победы: как «Волга» показала Луну

На Калужском электромеханическом заводе было освоено производство аппаратной фототелеграфной связи «Волга», с помощью которой в 1959 году была впервые принята фотография обратной стороны Луны.

Идея создать телевизионную систему для космических трансляций обсуждалась советскими учеными еще до запуска первого искусственного спутника. Инициатором ее разработки стал в 1956 году Сергей Королев. Первой поставленной задачей стало создание системы, способной сфотографировать невидимую сторону Луны и передать изображение на Землю. Комплекс телевизионной аппаратуры под названием «Енисей» был разработан сотрудниками НИИ-380 (ныне НИИ телевидения в составе Ростеха) под руководством Петра Федоровича Брацлавца.

На Красногорском механическом заводе (сегодня также входит в Ростех) создали фотоаппарат АФА-Е1. Процесс космической фотосессии выглядел следующим образом. Фотоаппарат делал снимок, проявка пленки происходила прямо на борту станции, а затем при помощи специального фотоэлемента изображение считывалось – все переводилось в электрические сигналы и передавалось на Землю. Принимаемый телевизионный сигнал записывался на перфорированную ленту магнитофона, одновременно регистрировался аппаратурой «Енисей» на кинопленку, а воспроизводился на экранах мониторов и на электрохимической бумаге фототелевизионного аппарата «Волга».

Так 7 октября 1959 года впервые в истории человечества из космоса на Землю было передано изображение другого небесного тела, а на бумаге аппарата «Волга» вырисовывались пока еще безымянные лунные кратеры, горы и моря. Позже многие из них обретут русские названия – так на карте Луны появилось море Москвы, кратеры Ломоносов, Циолковский, Менделеев и другие.

На этом космические проекты КЭМЗ не закончились. Позже в 1980-90-х на калужском заводе выпускалась космическая аппаратура «Крушина» для обеспечения Министерства иностранных дел глобальной информационной связью, а уже в новом столетии здесь работают над созданием образцов космических аппаратов серии «Ширь».

Продукты нового времени: изделия для «умного» города

В настоящее время Калужский электромеханический завод входит в состав Госкорпорации Ростех. Предприятие продолжает развиваться, осваивает новые виды продукции специального назначения – это создание информационно-телекоммуникационных систем, в том числе комплексов связи спецназначения, развитие технологий и методов криптографической защиты информации.

КЭМЗ активно осваивает и новые рынки гражданской продукции. Среди важных проектов – производство фискальных накопителей, устройств для интернета вещей и проектов «Умный город», «Безопасный город», «Цифровая школа». Один из примеров – программно-аппаратный комплекс «Пелена», разработанный КЭМЗ в содружестве со стратегическими партнерами завода. «Пелена» позволяет автоматически управлять оборудованием и инженерными системами инфраструктуры «умных» городов: системами освещения, видеонаблюдения, экологического мониторинга, городским транспортом и т.д.

Еще одна гражданская новинка КЭМЗ – арочный металлодетектор МТД-КА. В числе его преимуществ – ударопрочность, работа в диапазоне температур от –20 до +45 °C, наличие интеллектуальных счетчиков пассажиропотока, безопасность для беременных женщин и людей с кардиостимуляторами. Пожалуй, самым важным отличием МТД-КА является широкий диапазон регулировки чувствительности – от 0 до 999 уровня. Это значит, что на максимальном уровне металлодетектор может найти даже скрепку, а на минимальном – обнаружить большие металлические предметы, не обращая внимания на пряжки ремня или монетки в кармане.

Металлодетекторы КЭМЗ не раз доказали свою эффективность на деле, в том числе и при обеспечении безопасности очень масштабных мероприятий. Например, во время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году позволили задержать ряд опасных преступников.

 

 

 

 

 

 

Источник: https://rostec.ru/news/kemz-ot-pervogo-taksofona-do-umnogo-goroda/